Всероссийский аналитический журнал для профессионалов индустрии продовольcтвия С нами ваши инвестиции
станут эффективными!
Обложка №6 за 2019 год

УСТОЙЧИВЫЙ ПОДХОД

Евгений ДРЯХЛОВ Считается, что тренды, определяющие основные векторы развития европейских рынков продуктов питания, по прошествии двух-трех лет проявляют себя и в России. И если одни тенденции воспринимаются закономерным продолжением глобального индустриального развития, то другие требуют отдельного осмысления. Речь в статье пойдет об одном из таких трендов: об «устойчивости».

Для начала стоит отметить, что об «устойчивости» можно написать огромную научную статью или да-лую книгу, но вряд ли найдется много людей, готовых потратить уйму времени на подробное изучение идеи «устойчивого развития», которая сколь прогрессивна, столь и утопична в глобальном контексте промышленных революций и научно-технического прогресса. Если обратиться непосредственно к сути, то «устойчивое развитие» подразумевает поддержание равновесия (во всех сферах), дабы будущие поколения не сталкивались с нехваткой каких бы то ни было ресурсов и привычных благ (чистый воздух, питьевая вода, еда, фауна и флора, тепло, холод, деньги, драгоценности, работа, технологии, знания и т. д.). Это предполагает переход от использования невозобновляемых природных ресурсов к возобновляемым.

История вопроса

Тема «устойчивости» и равновесного использования ресурсов озвучивалась многими светлыми умами Европы еще в XVII —XVIII веках. Первым задокументированным идеологом «устойчивости» стал английский писатель, мемуарист и садовод, Джон Ивлин, который еще в 1660 году в своем известном эссе сформулировал идею, согласно которой в государственную повинность каждого землевладельца должно вменяться обязательное восстановление лесных угодий наравне с вырубкой леса, чтобы остановить чрезмерно деструктивный характер использования природных ресурсов. Через триста лет, в 60-х годах прошлого века идея «устойчивости» снова стала озвучиваться с разных трибун, но теперь уже в более широком понимании: как поддержание равновесия всей экосистемы Земли. Сам же термин «устойчивого развития» (Sustainable Development) был впервые использован в официальном докладе Комиссии ООН по окружающей среде и развитию под названием «Наше общее будущее», который получил историческое название «Брандтландский доклад». С тех пор понятия «устойчивости» и «устойчивого развития» упоминались все чаще каждый раз, когда ученые публиковали результаты исследований с растущими показателями выброса парниковых газов и ухудшающейся глобальной экологической ситуацией.

Маркетинговые лайфхаки

Как известно, лучшая мотивация — это самомотивация. Ведущие индустриальные маркетологи давно усвоили этот принцип. Вместо того чтобы без толку тратить время на изучение глубинных потребностей покупателей, «психоаналитики потребительского поведения» уже давно научились сначала создавать идею — драйвер продаж,— которую затем массово имплантируют в мировоззрение потребителей. После этого остается только сформировать соответствующее предложение для покупателей.

Чтобы драйвер продаж сработал, необходимо потратиться на продвижение идеи в массы на национальном и международном уровне. Метод продвижения прост и налажен, поскольку основан на нагнетании проблемы и предложении неожиданно простого и эффективного решения. Он не требует особых финансовых вливаний, потому что отлично подхватывается как бизнес-сообществом, оценившим потенциал идеи, так и различными административными и некоммерческими организациями, которыми движут либо политический популизм, либо разномастный лоббизм. Не говоря уже о тысячах блогеров, которые любую идею способны эффективно имплантировать в податливые умы благодарных подписчиков.

Например, глобальная проблема ожирения привела к появлению особой категории продуктов ЗОЖ, которые стали подменять собой различные диеты. Также многим транснациональным корпорациям ничего не стоило зародить концепцию «Чистой этикетки» и «Чистой этикетки 2.0», воспользовавшись исследованиями врачей относительно влияния определенных пищевых добавок на здоровье человека и чередой разоблачений в Европе касательно использования в рецептурах «непищевых» ингредиентов.

В итоге мы получили грамотных европейских потребителей, прекрасно разбирающихся в полезной еде и натуральных ингредиентах. А пищевые производства, которые стояли у истоков «популяризации» новых потребительских трендов, обрели огромную конкурентную фору в виде своевременных инвестиций в технологии и техническое переоснащение, а затем оперативного дифференцирования своей продукции на полках магазина.

Отлично оправдала себя и ставка на ипохондрию современного среднестатистического потребителя в случае продуктов из категории «не содержат..Например, продукты без добавок с префиксом «Е», безглютеновый хлеб, безлактозные молочные продукты, колбаса без сои или глутамата натрия и т. д. Дальше — больше. В настоящее время отличным драйвером продаж является идея «вегетарианской», «веганской» пищи (или их производных), которые сформировали мощный глобальный тренд, заставивший обратить на себя внимание ведущих производителей пищевой продукции, а также фирм, специализирующихся на разработке и производстве вкусовых добавок и рецептурных смесей, специй и ароматических веществ. Даже мясоедов заставили задуматься о своей потребительской ответственности за права цыплят, свинок и бычков путем агитации за осознанный выбор только той продукции, на которой присутствует клеймо «free range farming», подтверждающее свободный выпас животных на минимальной площади, установленной соответствующим стандартом.

И, конечно же, невозможно было пройти мимо темы всеобщей гражданской ответственности перед экологией. Поэтому в начале второй декады XXI века в Европе вновь начали возвращаться к теме «устойчивости» в производстве продуктов питания. В чем суть новой/ старой идеи?

Полную версию статьи читайте в журнале "Продиндустрия"