Всероссийский аналитический журнал для профессионалов индустрии продовольcтвия С нами ваши инвестиции
станут эффективными!
Обложка №1 за 2018 год

©Warren Goldswain

СОВРЕМЕННЫЕ УПАКОВОЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ГОТОВЫЕ РЕШЕНИЯ

Евгений ДРЯХЛОВ Значение упаковки в рыночной судьбе бренда постоянно возрастает, а по мере развития электронных форм торговли к ней предъявляются и новые требования. Несмотря на то, что главные тренды генерируются наиболее развитыми продовольственными рынками Северной Америки, Океании, ЮВА и, конечно же, Евросоюза, тем не менее они остаются актуальными и для нас. Невзирая на санкции и таможенные барьеры, мы гораздо быстрее интегрируемся в глобальную мировую экономику, чем можно было предположить на рубеже столетий. Попробуем разобраться в современных упаковочных трендах, оказывающих влияние на то, какие продукты мы увидим на прилавках магазинов завтра, а какие упаковки уже не актуальны.

©Vilniaus paukstynas

Минимализм одиночества

Главный тренд начала нового тысячелетия: это уменьшение порций продуктов и, собственно, массы и объемов стандартных упаковок с продуктами. Причем данный тренд становится основным цивилизационным, поскольку в развитых и развивающихся странах мы видим усиливающийся отход от «старых ценностей» больших и многодетных семей, традиционных семейных трапез и «домохозяйствования» в пользу«нового декадентства» в виде роста популярности одинокого образа жизни (гостевые браки, раздельное проживание), разукрупнения семей. Конечно, этот тренд не распространяется на жителей бедных стран и традиционалистские бедные иммигрантские сообщества, однако производителям пищевой продукции в развитых странах мира приходится с ним считаться и реагировать. Очевидно, что малым семьям и одиноким людям нет нужды покупать большие упаковки продукции, чтобы не приходилось потом отправлять еду в мусорную корзину. Да, безусловно, современные упаковочные технологии помогают продлевать срок хранения продуктов, однако сразу после вскрытия упаковки время начинает безжалостно работать против потребителя. И даже многочисленные упаковочные технологии с возможностью повторного укупоривания не способны кардинально изменить ситуацию. А, следовательно, в современных условиях возрастает роль фасовки, которой потребителю хватало бы, условно говоря, на сегодня. По этой причине уже вряд ли кого-то удивит тот факт, что нынешние порции нарезки сыра или колбасы могут не превышать и 80 граммов.

Минималистский тренд, однако, несет угрозу рентабельности бизнеса, поскольку критически важная добавочная стоимость, которая большими усилиями интегрируется в привычный для покупателя образ продукта (например, та же самая нарезка или полуфабрикат высокой степени готовности), частично нивелируется возросшими затратами при более мелкой фасовке. Тем не менее в этом случае производителю пищевой продукции способны помочь передовые упаковочные технологии, предоставив многосекционную упаковку с независимой запайкой всех отсеков. Так мы получаем единую большую упаковку, состоящую из двух или более отсеков с возможностью их легкого отламывания друг от друга за счет дополнительной перфорации. Причем вскрытие одной упаковки не нарушает целостности соседней. Однако единая этикетка и маркировка исключает возможность приобретения мини-отсеков упаковочного блока по отдельности. Таким образом, достигается компромисс интересов покупателя и производителя: первый получает оптимальные порции для ежедневного потребления, второй — приемлемую прибыль с каждой розничной упаковки. Причем это решение применимо как для термоформующих упаковочных машин, так и для трейсиле-ров. В последнем случае помимо соответствующих инструментальных комплектов потребуются нестандартные, например, сдвоенные контейнеры с перфорацией между ними. В числе прочих производителей подобные упаковочные решения сейчас предлагает, например, компания Sealpac.


© Roberts Technology Group, Inc.

В России тренд уменьшения фасовки также может быть продиктован снижением уровня доходов потребителей после девальвации рубля, когда для рядовых покупателей многие продукты перешли в разряд деликатесов — будь то качественный сыр, сырокопченая колбаса и т. д., а значит уменьшение массы порции — единственный способ поддержания доступности в премиальных сегментах пищевых продуктов. В этом случае покупатели отдают себе отчет, что они покупают меньшее количество любимого продукта за те же или меньшие деньги по сравнению с тем, что было до девальвации рубля, зато им не приходится полностью менять свои предпочтения: лучше реже, да лучше.

Фаст-фуд и СВЧ-фуд

Другим общемировым трендом является стабильный рост спроса на быстрое питание. Собственно, стиль «стихийного питания» или «случайных перекусов» уже давно стал приметой нового времени, когда современный уклад жизни требует от людей отдавать больше времени работе или любимым занятиям, а не тратить его на нахождение за обеденным столом (и уж тем более за плитой). Таким образом, сейчас молодые и уже немолодые люди все больше отдают предпочтение «быстрому» или «удобному» питанию, чтобы минимизировать затраты времени и собственных сил на приготовление еды (или даже поход в нормальное заведение общественного питания).

Причем популярность «фаст-фуда» отнюдь не сводит данный тренд к потребительскому буму в кафе-закусочных. Современные потребители демонстрируют явный интерес к удобным розничным упаковкам готовых блюд и закусок: сэндвичи, бургеры, бурито, шаурма, мини-пицца (или пицца-ролл), супы, салаты, готовые вторые блюда и т. д. При этом во всех случаях ключевую роль в успехе упакованных блюд высокой степени готовности играют: с одной стороны, сам факт промышленного производства продукта в соответствии со строгими национальными санитарными требованиями пищевой безопасности, а с другой стороны, промышленная упаковка, которая вызывает доверие у потребителя и привлекает его своим удобством.


©Sealpac

Плотная конкурентная борьба в динамично развивающихся сегментах пищевых продуктов инициирует процесс непрерывного совершенствования упаковочных решений. И сегодня помимо защитных функций к промышленным упаковкам «удобной еды» предъявляют и другие (порой противоречащие друг другу) требования. Сами потребители отдают предпочтение удобным упаковкам: вскрываются без лишних усилий (без ножниц или ножа, что актуально на рабочем месте — ведь не у всех может оказаться под рукой канцелярский нож или ножницы); одновременно выполняют роль столовой утвари (служат тарелкой и располагают вложенной вилкой или ложкой); допускают разогрев еды в микроволновой печи без ее извлечения из упаковки.


©Graphic Packaging International
Лотки для СВЧ-печей,
изготовленные по технологии MicroRite

Однако для производителя продуктов питания эти требования к упаковке обрастают новыми в процессе подготовки производства и вывода продукта на рынок. Поскольку готовые блюда типа «фаст-фуд» чаще всего состоят из множества разных ингредиентов: мяса, рыбы, овощей, приправ и соусов, это превращает изготовление упаковки в довольно наукоемкий процесс. Взаимный контакт некоторых свежих ингредиентов друг с другом задолго до их совместного употребления может привести к ухудшению исходных органолептических, эстетических качеств или преждевременной порче. По этой причине при упаковке некоторых удобных продуктов или готовых блюд необходимо обеспечивать физический или герметичный барьер между их отдельными ингредиентами. Решить данную задачу помогают опять-таки многогнездные контейнеры с контурной запайкой отсеков верхней пленкой (в этом случае отсеки отделены друг от друга герметически), либо запайкой всего контейнера по краям без герметичного отделения отсеков друг от друга.

Таким образом, отдельные компоненты готового блюда размещаются раздельно в соответствующих отсеках многогнездного контейнера и хранятся в соответствующих оптимальных для себя условиях (например, в МГС). Так можно упаковывать свежие салаты (без усердного использования химических консервантов) и даже размещать в одной из секций салатный соус и столовые приборы. В другом случае подобную многогнездную упаковку можно использовать для упаковки блюд, предполагающих разогрев. Например, в такие соответствующим образом отформованные отсеки по отдельности можно поместить половинки бургер-хлеба, салат и овощи, котлету и соус. Затем собрать бургер из ингредиентов и разогреть его в микроволновке. Изюминка упаковки заключается в том, что ингредиенты раньше времени не смешиваются между собой (не пропитываются) и тем самым не превращаются в биомассу. Если рассматривать данный вид упаковки для трейсилеров и термоформующих упаковщиков, то ничего новаторского в самой технологии нет — весь вопрос только в оснастке и расходных материалах, которые способен предложить производитель упаковочных машин.

Продвинутая СВЧ-упаковка

Однако есть более сложные задачи, которые приходится решать при упаковке готовых блюд, когда появляется необходимость обеспечить одновременный разогрев в микроволновой печи сразу всех ингредиентов без их извлечения из упаковки. Главная проблема заключается в том, что разные компоненты готового блюда (например, мясо, подлива и овощной гарнир) из одной упаковки могут обладать разными свойствами: плотностью, теплопроводностью, вла-госодержанием. При помещении всех компонентов в СВЧ-печь они будут готовиться одинаковое время, однако из-за различия в свойствах равномерность прогрева каждого из ингредиентов в итоге будет сильно отличаться. Причем это касается и замороженных блюд, и охлажденных продуктов. То есть, например, стручковая фасоль будет горячей, а антрекот местами останется ледяным. Знакомая ситуация! И как раз именно этот нюанс способен предопределить «водораздел» между рыночным успехом и провалом продукции на рынке. (Причем в данном случае мы даже не будем затрагивать аспекты токсической безопасности упаковочных материалов при их нагреве в микроволновых печах — это отдельная тема.)

К счастью, сегодня существуют специальные упаковочные решения для непосредственной готовки блюд в микроволновых печах с градиентным распределением нагрева в разных зонах упаковки. Например, технология MicroRite предполагает использование пластиковых и картонных ламинатов на основе полиэстера с тончайшим слоем-маской из алюминия...

Полную версию статьи читайте в журнале "Продиндустрия"