Всероссийский аналитический журнал для профессионалов индустрии продовольcтвия С нами ваши инвестиции
станут эффективными!

Экспорт.
Разнонаправленный тренд

За последние 10 лет объемы экспорта пищеперерабатывающего и упаковочного оборудования в Россию снизились с 1820 млн евро в 2007 году до 1726 млн евро в 2015 году. После провальных показателей 2009 года, когда объем ввозимого оборудования не превысил 1063 млн евро, положительная динамика сохранялась до 2013 года, после чего было опять зафиксировано снижение.

Между тем по данным VDMA в мировом масштабе за аналогичный период внешнеторговые обороты в сфере оборудования для пищевкусовой и упаковочной промышленности выросли на 52% и к 2015 году достигли совокупной стоимости в 38 млрд евро. Что объяснимо: рост потребления продуктов питания и более высокие требования к удобству и качеству продукции на фоне ужесточения стандартов, безусловно, отражаются в растущих объемах инвестиций.

Самый высокий спрос на оборудование, как и ранее, демонстрирует Европа: 33% совокупных объемов поставок (12,5 млрд евро). Вторым по величине рынком сбыта стала Азия: в 2015 году объемы поставок промышленного оборудования достигли 8,2 млрд евро, что соответствует 22% объемов совокупного экспорта. В свою очередь, 3-е место занимает Северная Америка с долей 13% и совокупной стоимостью оборудования, равной 5 млрд евро.

Отрицательная динамика

В то же время экспорт пищевого и упаковочного оборудования в Россию демонстрирует нисходящий тренд. Ведущим партнером для нашей страны остается Германия, на которую приходится 25% всего российского экспорта, затем следуют Италия (18%), Нидерланды (8%), Литва (7%), Австрия (5%). Отсутствие заказов в 2014 году фактически обрушило немецкий экспорт пищевого и упаковочного оборудования в Россию в 2015 году: немецкие производители экспортировали машин и оборудования на сумму 314 млн евро, падение составило почти 37%. В результате в рейтинге рынков сбыта Россия переместилась с 3-го на 6-е место. Сократились поставки и в Китай. При этом общий объем экспорта из Германии остался на том же уровне.

По результатам 2015 года кондитерского оборудования в Россию было ввезено на 61 млн евро, что оказалось на 40% ниже уровня предыдущего года. Спрос на кондитерское оборудование из Германии снизился на 49%, до 25,3 млн евро. При этом Германия в этом секторе рынка пищевого машиностроения занимает лидирующие позиции с долей рынка в 41%, опережая Нидерланды на 17%. Но если лидеры сокращают свои доли, то Италия, Франция и Турция сумели их нарастить — объемы поставок из этих стран выросли.

Хлебопекарного оборудования в 2015 году было ввезено на 113 млн евро, что оказалось на 32,2% ниже уровня предыдущего года. Италия занимает ведущие позиции в поставках хлебопекарного оборудования на российский рынок (36%). Поставки хлебобулочного оборудования и оборудования для изготовления макаронных изделий из Германии в Россию снизились в 2015 году на 41% и почти достигли значения в 10 млн евро.

Объем поставок упаковочных машин и оборудования в Россию в 2015 году составил 205 млн евро. И это оказалось самым резким сокращением по сравнению с предыдущим годом — на 42,9%. В первую очередь обвалился экспорт из Италии (на 41%) и Германии — на 50%.

Made in Germany

Между тем о том, что Германия остается одним из ключевых партнеров и российскую промышленность продолжает интересовать пищевое и упаковочное оборудование из этой страны, говорит то, что в 2016 году спрос со стороны отечественных предприятий на оборудование немецкого производства вновь вырос.

За 10 месяцев 2016 года Россия импортировала пищевого и упаковочного оборудования на сумму 276 млн евро, то есть рост составил 6,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Увеличение было зафиксировано в поставках кондитерского оборудования (30 млн евро, больше на 27,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) и прочего упаковочного оборудования (72 млн евро, 64%). В то же время экспорт хлебопекарного оборудования напротив, снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 16,2%, до 7,5 млн евро.

Очевидно, что экспорт отражает инвестиционные процессы в отраслях. Которые подвержены влиянию целого ряда факторов. При этом хорошим поводом задуматься об инвестициях являются крупнейшие международные выставки оборудования. К числу которых несомненно относится interpack.

interpack-2017

С 4 по 10 мая 2017 года в Дюссельдорфе (Германия) состоится международная выставка индустрии упаковки и сопутствующих промышленных технологий interpack. Это масштабная и ожидаемая выставка, поскольку проходит раз в три года и определяет актуальные и перспективные тенденции развития упаковочных технологий.

Выставка уникальна, поскольку это единственная международная площадка, позволяющая компаниям-участникам продемонстрировать весь спектр отраслевой продукции, услуг и решений для упаковочных и сопутствующих процессов, упаковочных средств и материалов для таких сфер, как продукты питания и напитки, фармацевтика и косметика, непищевые потребительские (Non-Food) и промышленные товары.

В новом сезоне организаторы зарегистрировали рекордное количество заявок от экспонентов за всю 55-летнюю историю выставки. К официальному окончанию приема заявок на участие компании забронировали на 20% выставочной площади больше, нежели вся совокупная площадь выставочного центра Дюссельдорфа с его 262400 квадратными метрами в 19 павильонах. Таким образом, организаторы ожидают порядка 2700 экспонентов, которые прибудут в Дюссельдорф из 60 стан мира. Ожидается, что свою продукцию продемонстрируют и российские производители.

За прошедшие пять лет объемы сбыта продуктов питания в упаковке увеличивались в среднем на 2% ежегодно, достигнув за 2015 год 750 млн тонн. Современные тенденции развиваются в направлении более высококачественных продуктов, инноваций и продуктов питания, произведенных по индивидуальному заказу. При этом на фоне растущего разнообразия современных продуктов питания жизненный цикл продукции постоянно сокращается, а размеры партий становятся все меньше.

По этим причинам в принятии решений об инвестициях в промышленное оборудование для предприятий ключевую роль играют такие факторы, как повышение энергоэффективности, производительности, гибкости производства. А также обеспечение безопасного и безупречного с гигиенической точки зрения производства, соответствующего всем нормативным предписаниям и стандартам. И все эти факторы найдут отражение в инновационных решениях для эффективной и безопасной переработки и упаковки продуктов питания, которые будут продемонстрированы в рамках interpack-2017.