Всероссийский аналитический журнал для профессионалов индустрии продовольcтвия С нами ваши инвестиции
станут эффективными!

ПРАВИЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ ПО ПРАВИЛЬНОЙ ЦЕНЕ

Проблем в любой отрасли промышленности много, и пищевая — не исключение. Помимо двух классических российских бед сегодня мы постоянно говорим и о третьей — низкой производительности труда. Вина за неэффективный труд лежит не только на предприятиях, но и на специфике рынка труда в целом и пережитках прошлого, которые не позволяют нам нанять правильный персонал по правильной цене. Но возможно, ситуация меняется?

Компания «Рекадро» провела исследование рынка труда, заработных плат, льгот и компенсаций пищевой промышленности в ЦФО, чтобы ответить на вопрос об эффективности системы материального стимулирования сегодня и ситуации на рынке труда отрасли. В исследовании были рассмотрены 65 компаний из сферы пищевого производства, опрошены специалисты, работающие в отрасли, и произведена оценка рынка труда с помощью анализа специализированных СМИ и интернет-порталов. Мы приводим краткие тезисы из этого исследования.

Кому в пищевой промышленности работать хорошо?

У производителей продуктов питания та же головная боль, что и у рынка труда России в целом: структурное несоответствие спроса и предложения. Значительный пул экономистов, юристов и менеджеров находится в поиске работы, в то время как спрос на инженерно-технические и рабочие специальности не удовлетворен. Такая ситуация складывается по всем отраслям (мясная, молочная, кондитерская, хлебопекарная и другие отрасли ищут технологов, инженеров по качеству, операторов производственных линий).

По данным «Рекадро», среди отраслевых специалистов самыми востребованными являются технологи (52% от общей потребности), на первом месте среди них — инженеры-технологи, на втором — главные технологи, на третьем — технолог R&D (разработчик). Чаще всего технологи пищевого производства требуются на хлебопекарных предприятиях, в производстве пива и безалкогольных напитков. Что касается технологов R&D (разработчиков), то они наиболее востребованы на кондитерских, молочных, мясных производствах и на предприятиях, специализирующихся на производстве пищевых ингредиентов. Уровень потребности в мастерах производства составляет 17%, начальников цехов — 12%.

Среди непроизводственных специальностей наиболее востребованы специалисты сферы продаж, в первую очередь торговые представители. Отрасль испытывает потребность в мер-чандайзерах, бренд-менеджерах.

Отдельного внимания заслуживают бухгалтеры и экономисты. Несмотря на большое количество таких кандидатов на рынке труда, спрос на них не удовлетворен: в отрасли востребованы специалисты со знанием международных стандартов финансовой отчетности, владеющие иностранным языком, при этом уровень подготовки и опыт свободных специалистов на рынке не отвечает этим требованиям. Соотношение кандидатов на одну заявленную вакансию, казалось бы, свидетельствует о достаточном пуле специалистов. Так, по данным «Рекад-ро», конкурс на должность главного технолога составляет 10 человек на место, торгового представителя — свыше 16. Самая напряженная ситуация складывается по рабочим позициям. На вакансию наладчика производственного оборудования претендует около 4 человек, оператора линии — 2-3 человека. Однако сложность состоит в том, что важно не только количество, но и качество кандидатов.

Ожидания работодателей

Значительная часть пищевой промышленности России сосредоточена в руках транснациональных корпораций, что обуславливает особые требования к кандидатам, которые отрасль не в состоянии удовлетворить:
- владение иностранным языком;
- знание международных стандартов качества;
- навыки работы на современном оборудовании.

Привлекая рабочий персонал, почти половина работодателей заинтересована в получении готового специалиста со средним специальным образованием и опытом работы не менее года. Для инженерно-технических специалистов это требование в 95% случаев является обязательным, лишь 5% в штатном расписании приходится на молодых специалистов.

Портрет работника

Что же работодателю в ответ предлагает рынок? Ситуация в целом аналогичная: большинство соискателей имеют значительный опыт работы, что свидетельствует о старении работников отрасли и отсутствии притока новых специалистов. Лишь 1% кандидатов не имеет опыта работы, большинство соискателей обладают опытом более 6 лет и порядка 60% работников сферы — старше 35 лет.

При значительном стаже работы соискатели, тем не менее, не отвечают требованиям современного рынка: большинство из них знают иностранный язык на базовом уровне, более половины немобильны (не готовы к командировкам, в том числе и к стажировкам для приобретения навыков работы на современном оборудовании).

Соревнование века: гонка зарплат

Уровень заработной платы является одним из важнейших мотиваторов при поиске работы. В борьбе за квалифицированных сотрудников работодатели поднимают планку заработной платы все выше и выше. Однако соискатели в этом вопросе крайне самоуверенны: в среднем ожидания кандидатов по заработной плате на 21% выше, чем предложения работодателей. Особенно сильно эта тенденция проявляется по таким позициям, как инженер-технолог (разница в 38%), торговый представитель (разница в 30%), мастер производства (26%).

«Вилка» заработных плат также велика: максимальное значение заработной платы по одной позиции может превосходить минимальное в несколько раз. По данным исследования «Рекадро», рекордсменами среди производственных позиций по этому показателю являются директор по производству (5,73 раза), главный технолог (5,18 раза), инженер по ремонту и эксплуатации оборудования (4,75 раза), подсобный рабочий (4,71 раза), начальник лаборатории (4,62 раза).

Собственно на уровень заработной платы влияет множество факторов, в числе которых статус компании, функционал и требования к должности, местонахождение. С точки зрения регионального аспекта, традиционно наиболее высокий уровень заработных плат отмечен в Москве и Московской области. Наиболее низкие значения зафиксированы в Костромской, Курской, Орловской и Брянской областях.

Исследование также показало, что работодатели стремятся пользоваться таким инструментом мотивации, как структура заработной платы: менее половины из них практикуют выплату фиксированного бонуса, но 72% предлагают своим сотрудникам нефиксированную премию, которая в 89% случаев зависит от индивидуальных результатов работы.

На волнующий всех вопрос, вырастет ли заработная плата в 2014 году, сегодня можно ответить следующим образом: предприятия повышают уровень заработной платы, но работники этого практически не заметят (по данным «Рекадро», средний уровень индексации заработной платы по предприятиям пищевой промышленности в этом году не превысит уровня инфляции прошлого года).

Льготы и компенсации: эффективный инструмент управления

Помимо заработной платы помогает повысить вовлеченность и лояльность персонала система льгот и компенсаций. Затраты на льготы с каждым годом растут, предприятия ищут новые возможности удержания персонала. Традиционно среди наиболее популярных льгот на предприятиях пищевой промышленности выделяются такие, как организация питания, предоставление возможностей обучения и роста, транспортная доставка.

Большинство работодателей предлагает своим сотрудникам скидки на продукцию компании, добровольное медицинское страхование, материальную помощь и компенсацию расходов на связь. Среди непопулярных льгот — программы пенсионного страхования, льготное кредитование сотрудников, ДМС членам семьи работника, спортивные мероприятия.

Большинство льгот предоставляется работникам неравномерно и зависит от уровня позиции, ее значимости в структуре компании, производственной необходимости льготы. В целом компенсационный пакет предприятий пищевой промышленности не отличается новизной и находится в общем тренде рынка труда.

Вкусно и выгодно

Лояльный и довольный персонал работает лучше, и это знают все. Также известно, что высокая заработная плата способна разжечь искорку в глазах кандидата. Но станет ли он хорошим сотрудником, если попадет на самую верхнюю строчку таблицы заработных плат? Универсального ответа и идеального решения здесь нет. В работе с персоналом сегодня компаниям необходимо учесть ряд важных трендов.

1. Старение инженерно-технического персонала провоцирует дальнейший рост дефицита кадров и гонку зарплат.
Принимайте на работу молодых сотрудников и компенсируйте затраты на обучение меньшим уровнем заработной платы в сравнении с расходами на оплату труда опытных специалистов. Уже сейчас крупные пищевые предприятия решают проблему дефицита квалифицированных кадров путем налаживания контактов с профильными учебными заведениями, одним из эффективных решений в этом направлении является целевая контрактная подготовка.

2. Экономико-политические явления и рост производства обуславливают увеличение активности работодателей (учитывая статистику изменений и текущее состояние рынка труда, возможно увеличение активности работодателей на 50-60% по сравнению с прошлым годом).
Удерживайте персонал предоставлением уникальных льгот, привязывающих работника к компании (льготное кредитование, пенсионные программы, программы для семьи работника).

3. Несмотря на общую тенденцию рынка, в перспективе отрасль ожидает рост заработных плат и повышение динамики рынка труда.
Приобретите исследование рынка труда или примите участие в исследовании на бесплатной основе, проследите изменения на рынке и проведите оценку системы мотивации компании. При планировании изменений в системе оплаты труда учитывайте не только отраслевой и региональный срез, но и востребованность отдельных позиций на рынке.

4. Повышение активности предприятий на рынке труда вызовет необходимость усиления работы с брендом компании как работодателя.
Проведите оценку эффективности инструментов HR-бренда и скорректируйте внутреннюю и внешнюю кадровую политику, установив четкие и амбициозные цели и KPI для службы управления персоналом. Наймите маркетолога в HR или обратитесь в аутсорсинговую компанию.

За дополнительными комментариями по результатам исследования обращайтесь в компанию «Рекадро».

Евгения МАКСИМОВА