Всероссийский аналитический журнал для профессионалов индустрии продовольcтвия С нами ваши инвестиции
станут эффективными!

J4

20 ЛЕТ ПО ПУТИ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ

Фирма J4 отмечает в этом году свое 20-летие. За это время, сохраняя преемственность традиций чешского машиностроения и используя собственные разработки, основателям удалось добиться впечатляющих результатов: оборудование чешского завода обрело широкую известность на очень конкурентном мировом рынке хлебопекарного оборудования. Сегодня фирма динамично развивается, ежегодно демонстрируя 10-процентный рост объема поставок своей продукции. Вот уже 13 лет туннельные печи под брендом J4 поставляются на российские хлебопекарные предприятия. В основе растущей популярности и востребованности оборудования J4 лежат его инновационный характер и оптимальное соотношение цены и качества. О рецептах успешного развития мы беседуем с Павлом Полачеком, представителем фирмы J4 в России, на Украине, в Беларуси и СНГ. — Г-н Полачек, конечно, вызывает интерес, каким образом и за счет каких преимуществ вы за столь небольшой период (по меркам истории машиностроительных предприятий) смогли вывести на рынок свое оборудование и завоевать на нем довольно прочные позиции. Поэтому первый вопрос логично связан с историей создания фирмы J4. Как начиналось производство туннельных печей, которые сейчас широко известны под лаконичным брендом J4?

— Вспомним 90-е годы. Поворотный момент для многих традиционных чешских предприятий: приватизация и обретение предпринимательской свободы сопровождались потерей рынков сбыта, поддержки со стороны государства, утратой связей с субпоставщиками. Новые рыночные условия стали непростым испытанием для многих компаний. В их числе оказался и холдинг TMS — ведущий производитель оборудования для мельничной, хлебопекарной и перерабатывающей промышленности. В том числе и печей PPC, которые выпускались на основе немецкого патента фирмы WINKLER с 1973 года и были очень популярны в бывшем СССР. В 1994 году, когда холдинг оказался практически на грани банкротства, пять его сотрудников взяли судьбу предприятия в свои руки и основали самостоятельное производство. Ставка была сделана на чешские машиностроительные традиции, собственные патентные решения, многолетний опыт работы и доскональное знание всех производственных нюансов. Конечно, им было понятно, что становление фирмы практически с нуля будет не прогулкой по розовому саду, а скорее изнурительным марафоном. И в первые годы работе пришлось отдавать все в буквальном смысле слова. Ядро фирмы составили Йиржи Черник, Йозеф Мазл, Ян Дубишар и Ярослав Коларж, которые стали ее учредителями. Их имена в чешской транскрипции начинались на J, отсюда и название фирмы — J4.
Уже в 1996 году с конвейера сошла первая печь для хлебопечения, в 1997-м была осуществлена поставка первой кондитерской печи, а в 1998 году европейскому рынку была представлена инновационная двухэтажная туннельная печь. Год за годом фирма укрепляла производственную базу, связи с рядом важных субпоставщиков, наращивала объемы производства и предлагала рынку новые решения.

— А как шло завоевание мирового рынка?

— Объемы производства печей росли, репутация фирмы укреплялась. Это и позволило расширить географию поставок: в 1999 году первая печь отправилась в Африку (ЮАР), в 2000 году — в Бразилию, в 2002 году несколько печей были поставлены в страны Персидского залива. Большой интерес заказчики с азиатского континента проявили к возможностям использования оборудования для производства национального хлеба («арабского»), требующего рабочей температуры до 500 градусов. В результате появился новый тип печей — высокотемпературные типа HT. Долгое время непокоренным оставался североамериканский континент: определенные особенности рынка и некоторые сложности с сертификацией не позволяли перейти многочисленным проектам в фазу поставки. И, наконец, в 2012-м был подписан долгожданный контракт, открывший целую серию поставок.

— Когда чешские печи, скажем так, вернулись на российский рынок под новым брендом?

— В 2001 году, после десятилетнего перерыва чешская туннельная печь снова вернулась на российский рынок, теперь уже под маркой РРР. За годы моей работы в России, а это уже ни много ни мало 13 лет, мы поставили более 100 печей в вашу страну. Растущий объем поставок через дилеров заставил задуматься об открытии официального представительства, чтобы оперативно решать вопросы поставок запчастей, сертификации, монтажа и сервиса. И с 2006 года в Москве начало свою работу представительство фирмы. А уже в 2008 году с его помощью состоялась первая поставка печи.

— Принято считать, что ведущие производители хлебопекарного оборудования, как, впрочем, и многого другого, сосредоточены в основном в Западной Европе. Как позиционируются печи восточноевропейского завода J4 относительно западноевропейских производителей?

— Позвольте вас немножко поправить: Чехия — это Центральная Европа, а о Праге говорят, что она находится в сердце Европы. Кстати, эта фраза уходит своими корнями в XV век, когда Карл IV, имея титул императора римского, выбрал место для престола именно в Праге. Отвечая на ваш вопрос, скажу так: по конструктивным аспектам, качеству и надежности наши печи ни в чем не уступают оборудованию производителей из Западной Европы. Доказательством тому могут служить в том числе используемые комплектующие от мировых лидеров в своих областях: приводы Lenze, Sew Eurodrive, горелки Weishaupt, Esa/Peronix, компоненты системы управления Siemens, ABB, поды Sandvik, Kage Belt. Замечу также, что высокая популярность печей нашего завода уже обернулась проблемами с подражанием и попытками использовать марки РРС и РРР для подделок. Несколько таких эксцессов привели фирму J4 к решению о выкупе пакета брендов TMS. Таким образом, сегодня единственным полноправным наследником и держателем прав на производство оборудования из линейки TMS является фирма J4.

— Не секрет, что оборудование под западноевропейскими брендами уже нередко производится на азиатских заводах... Возможно, в числе преимуществ J4 и то обстоятельство, что вы производите свое оборудование именно в Европе?/em>

— Это, несомненно, важный момент. Ориентация на европейских субпоставщиков помогает нам оптимизировать закупку материалов, избегать больших складских запасов, гибко реагировать на потребности производства и решать вопросы гарантий.

— Это, несомненно, важный момент. Ориентация на европейских субпоставщиков помогает нам оптимизировать закупку материалов, избегать больших складских запасов, гибко реагировать на потребности производства и решать вопросы гарантий.

— Главным является индивидуальный подход к каждому клиенту и связанная с этим гибкость реагирования на потребности конкретного производства. В основе такого подхода лежит широкий спектр опционального оснащения печей. Перечислю лишь некоторые опции, чтобы было понятно: положение и количество башен, все виды энергоносителя, виды пода, ошпарочная зона, отдельная обжарочная зона, конвективный обогрев, гибридный обогрев, турбулентная зона DUOTERM, тепловая отсечка, дополнительные вытяжки на входе и выходе, удлиненная зона пароувлажнения, принудительные регулируемые вытяжки, гидравлическая натяжка ленты, осевые симметричные приводы, смазка и очистка ленты, микропроцессорное управление с мониторингом и архивированием данных, автоматизированное управление шиберами, утилизаторы тепла.

— Список впечатляет...

— Кроме того, компания J4 придерживается принципов постоянного совершенствования оборудования, реинвестируя прибыль в новые разработки. Отсюда — надежность узлов, минимальные эксплуатационные расходы, доступная цена. Собственно, в дополнение к отличному конструктивному исполнению это как раз те «киты», на которых базируется успех фирмы. Могу еще добавить, что мы предоставляем своим заказчикам возможность самостоятельно опробовать оборудование, привлекая собственные рецептуры. Для этого используется испытательная производственная площадка PERNIK, где работают несколько кондитерских линий на основе печей РРР. Заказчики могут оценить допустимость и перспективность работы именно на этих печах, а завод J4 получил возможность наблюдения за особенностями работы оборудования под нагрузкой, а также экспериментирования с новыми рецептурами и продуктами.

— Вы повышали цены на свое оборудование в последнее время?

— Ситуация на мировом сырьевом рынке, к сожалению, вынуждает нас компенсировать затраты... Но ориентация на стабильные объемы поставок позволяет регулировать цены на комплектующие от субпоставщиков и, как следствие, удерживать на более-менее стабильном уровне цены на конечный продукт.

— Как обстоит дело с квалифицированными кадрами и инженерно-техническими работниками на вашем предприятии? И главный вопрос: какое значение на вашем заводе уделяется новейшим разработкам и инновационным направлениям развития технологического оборудования для производства хлеба? В какой-то степени тот факт, что вы были первыми, кто реализовал STIR-эффект в туннельных печах, уже говорит о многом.

— Квалифицированные кадры мы воспитываем сами — этого требует специфика производства. Опыт и навыки персонал приобретает постепенно, по мере освоения производства, и в зависимости от способностей продвигается по профессиональной лестнице. Постоянный контакт с вузами и отслеживание инновационных трендов — это обязательное условие поддержания конкурентоспособности.

— Насколько актуальны, с вашей точки зрения, критерии энергосбережения и энергоэффективности оборудования при выборе хлебопекарных печей? И что вы готовы предложить в этой связи?

— Технология производства хлебобулочных и кондитерских изделий прежде всего связана с потреблением тепловой энергии. И максимальное ее количество расходуется при выпечке. Современные горелки, используемые на наших печах, гарантируют высокие экономические показатели сами по себе. Но не следует забывать и о расходах на производство пара, где потери накапливаются из-за его нерационального использования и устаревшей инфраструктуры, как в технологическом цикле, так и в системах отопления. Стандартным решением энергетического хозяйства является централизованное производство пара в котельной. Так установилось еще с тех времен, когда источником обогрева являлось твердое топливо или дешевый природный газ. Современная инновационная концепция предполагает близость расположения источника генерации тепла или пара к месту потребления. Само производство тепла в технологическом процессе должно гибко соотноситься с его потребностью. В этой связи основными направлениями модернизации являются: децентрализация источников тепла, рациональное использование пара только для технологических нужд и в необходимом количестве, при соответствующих температуре и давлении, реконструкция трубопроводов, устранение тепловых потерь, использование отработанного тепла для отопления, нагрева воды. Комбинацией всех шагов можно достичь экономии энергии в пределах 35-50%. Одно из наиболее простых решений — применение утилизаторов тепла отходящих газов, прежде всего газов сгорания, а также вытяжек пара. Компания J4 использует утилизаторы немецкой компании Net и чешского производителя Ventos.

— Не могу не задать вопрос касательно технологии STIR. В очередной раз услышал от «доброжелателей», что, мол, эта технология в реальности не доказала своих преимуществ и речь может идти только об эффектном маркетинговом ходе. Что бы вы могли ответить на подобные выпады? Тем более что многие конкуренты либо готовы поставлять печи, оборудованные STIR-секциями, либо уже поставляют...

— Результатом сотрудничества J4 с немецкой лабораторией InfraBioTech, предложившей миру технологию STIR, стало ее применение на основе патентного соглашения на печах РРР с 2005 года. Сам факт того, что конкуренты уже поставляют данную технологию, доказывает ее жизнеспособность. Разочарование коллег при обсуждении данной тематики мне понятно, так как видно, что практического опыта у них все еще маловато.

— В каких вариантах исполнения вы поставляете свои печи: STIR, с принудительной конвекцией, с прямым обогревом, комбинированные и т. д.? Сколько моделей печей в вашей производственной программе?

— Ответ будет простым: уже не существует областей применения печей, с которыми мы бы не справились. Требования клиентов постоянно меняются, а с ними и модельный ряд. Так что этот процес бесконечен...

— Я слышал, что помимо разработки и производства туннельных печей вы также готовы предлагать комплексные проекты, то есть оснащение хлебопекарных производств под ключ. Так ли это?

— Да, мы реализуем комплексные проекты уже много лет, и нами поставлено несколько десятков линий. В роли генподрядчика в основном ориентируемся на сотрудничество с чешскими фирмами Mopos, Topos и LS.

— Считается, что уровень износа основных фондов в хлебопекарной отрасли России один из самых высоких в целом по пищевой и перерабатывающей промышленности. За время работы на российском рынке, как, по вашему мнению, изменилась ситуация в хлебопекарной отрасли России с точки зрения инвестиционного спроса?

— Ситуация с оснащением производств очень разная, и средний показатель износа не в полной мере отражает ситуацию в отрасли. Инвестиционный спрос в России остается стабильным, даже несмотря на последние кризисные годы.

— Как изменился рынок хлебопекарного оборудования, в том числе как изменились предпочтения ваших клиентов?

— Рынок меняется в соответствии с новыми технологическими трендами и навыками потребителей. Постоянно расширяется ассортимент изделий, а с ним и спектр поставляемого оборудования.

— С вашей точки зрения, какие основные трудности помешали российским хлебопекарным предприятиям активнее инвестировать средства в новые проекты или хотя бы в техническое перевооружение существующих производств в последнее время?

— Причин много, одной из них является низкая рентабельность производства, связанная с государственным регулированием цен на продукцию, которое далеко не всегда соотносится с существующими рыночными ценами на сырье и энергоресурсы.

— Предлагает ли ваша фирма какие-либо финансовые услуги? Например, содействие в получении кредитов европейских финансовых организаций или в выстраивании лизинговых схем?

— Мы предлагаем целый ряд финансовых услуг, начиная от краткосрочных рассрочек (при этом я особо акцентирую внимание на том, что все это делается без завышения стоимости печей), финансирования с открытием аккредитива, и заканчивая кредитованием на длительный срок до 7 лет. — Не могу не спросить, как, по вашему мнению, изменился уровень квалификации персонала на российских предприятиях? И как бы вы его оценили?

— Могу судить только по нашим клиентам, у которых квалификация персонала удерживается на солидном уровне. И, более того, отличается в лучшую сторону у лидеров рынка. Что вполне логично, так как конечный результат зависит от профессионализма на каждом этапе.

— Сегодня компании, которые занимаются поставками оборудования на российский рынок, в качестве стратегии развития видят в том числе и региональную экспансию, продвижение на восток страны. Вы собираетесь расширять географию своей деятельности?

— О восточных областях мы никогда не забывали. Более 15 лет наши печи работают в Красноярске и Ангарске. Адреса последних лет — Чита, Улан-Удэ, Владивосток.

— Что вы собираетесь представить посетителям выставки «Современное хлебопечение» в этом году?

— Сегодня главным трендом является использование печей в линиях малой и средней мощности или на ограниченных площадях. Так появилась одна из наших новинок, выполненная с учетом особенностей традиционной технологии производства формового хлеба в виде единого расстойно-печного агрегата, в котором циклотермическая печь РРР в этажном исполнении и расстойный шкаф имеют общий цепной транспортер. Основным отличием предлагаемого решения от подобных агрегатов российского производства является возможность регулирования времени расстойки при помощи компенсационной петли. Расстойно-печные агрегаты производства J4 обеспечивают качественную выпечку формовых хлебобулочных изделий из пшеничной, смеси ржаной и пшеничной муки, а также заварных хлебов. В них могут использоваться как литые алюминиевые формы, так и формы с тефлоновым покрытием. Важным аспектом также является возможность автоматического снятия форм с подвесок для их замены при переходе на иной вид продукции.

— Как бы вы определили стратегию развития J4 на следующие 20 лет?

— Это проверенный годами курс на дальнейшее реинвестирование прибыли в новые разработки, совершенствование системы дистрибуции и сервиса поставленного оборудования. Нам также важно, чтобы заказчики ощущали нашу заботу на всех этапах поставок и осознавали, что репутация их торговой марки — наше общее дело. Мы ставим перед собой вполне понятные любому производителю задачи: сокращение сроков производства, поиск новых технических решений, реализация сложных уникальных проектов. И все это с неизменной оглядкой на то лучшее, что уже было достигнуто компанией и получило всеобщее признание в течение десятилетий.

— Спасибо за интервью!
Беседу вел Евгений Дряхлов