архив
          English

Лимонная кислота

Выбираем отечественное. Тенденции рынка подкислителей

Подкислители (регуляторы кислотности) достаточно широко применяются в пищевой промышленности для придания продуктам острого вкуса, однако, как утверждают специалисты, в практику они вошли прежде всего благодаря другому их свойству — способности увеличивать срок хранения продуктов.

В России при производстве пищевых продуктов разрешены к применению уксусная, молочная, аскорбиновая, лимонная и некоторые другие кислоты, а также их производные. Так, уксусная кислота давно и активно используется в производстве овощных консервов (и как вкусовая добавка, и как консервант), молочная кислота — для приготовления квасов, квашеных овощей, виннокаменная — для сухих шипучих и не шипучих порошкообразных смесей, овощных и фруктовых консервов, аскорбиновая кислота используется как заменитель лимонной и в основном для витаминизации напитка.

Самый-самый

Однако самым популярным подкислителем на сегодняшний день является лимонная кислота, которая не только позволяет придать продукту определенный приятный кислый вкус, но одновременно выступает как антиокислитель и синергист антиокислителей. Специалисты утверждают, что, она содержится по крайней мере в половине всех пищевых продуктов. Не случайно по объему производства лимонная кислота является одним из главных продуктов микробного синтеза, и мировой объем ее производства достигает 400 тыс. тонн в год, что в денежном выражении составляет около 325 млн евро.

По оценкам специалистов, емкость российского рынка составляет около 13 млн евро (4% мирового рынка в денежном выражении), или около 10 тыс. тонн лимонной кислоты в год.

Лимонная кислота (Е330) обладает наиболее мягким и приятным вкусом по сравнению с другими пищевыми кислотами, благодаря чему находит самое широкое применение в пищевой промышленности. Главными ее потребителями являются производители напитков (газированных, негазированных безалкогольных и алкогольных, соков и нектаров; здесь она используется как регулятор кислотности, а также с целью придания напиткам приятного и освежающего вкуса) и кондитерских изделий. Помимо самой лимонной кислоты широкое распространение получили ее соли (цитраты — это производные высших жирных кислот и лимонной кислоты). Цитрат натрия Е331, или лимоннокислый натрий, например, относится к вкусовым веществам и задействован при производстве плавленых сыров (как соль-плавитель), сгущенного молока и мармелада, при производстве детских сухих продуктов на молочной основе лимоннокислый натрий используют как буферную соль и как биоэлемент. Существенным преимуществом лимонной кислоты является возможность получения ее в твердом виде, а также отсутствие раздражающего действия на слизистые оболочки дыхательного и пищеварительного тракта.

О производстве лимонной кислоты

Само название лимонной кислоты напоминает нам о цитрусовых, хотя лимонная кислота содержится во всех фруктах, а также в хвое, листьях хлопчатника. До начала двадцатых годов прошлого века этот важный продукт получали отжимая сок из лимонов, таким образом удовлетворялось около трех четвертей мировой потребности в лимонной кислоте (из одной тонны лимонов получается 25 кг лимонной кислоты). В настоящее время лимонную кислоту получают путем лимоннокислого брожения сладких отходов сахарного производства — патоки (мелассы), вызванного плесневыми грибами рода Aspergillius niger (Аспергиллиус Нигер), поэтому производство часто располагается совместно с производством сахара. Современная технология производства лимонной кислоты достаточно сложная, энерго- и водоемкая, требующая не только специального оборудования, но и соблюдения высоких санитарно-гигиенических нормативов. Как следствие, на предприятиях небольшой и средней мощности производят лимонную кислоту поверхностным методом культивирования, при этом нет никакой гарантии стабильного качества полученного продукта. Глубинный метод экономически выгоден тогда, когда мощность завода превышает 2500 тонн лимонной кислоты в год, крупные производства, как правило, обеспечивают стабильно высокое качество лимонной кислоты.

О производителях лимонной кислоты и участниках рынка

Основными участниками этого сегмента российского рынка являются производители из Китая, которые контролируют почти половину рынка, и еще около 40% приходится на долю российской компании ОАО «Белгородский завод лимонной кислоты (Цитробел)», которая после распада СССР осталась практически единственным производителем лимонной кислоты в России.

В ближнем зарубежье наиболее крупными производителями лимонной кислоты являются на Украине ОАО «Смелянский сахарный завод» и в Белоруссии Скидельский сахарный завод, но их продукции на российском рынке практически нет. Таким образом, на сегодняшний день на отечественном рынке присутствуют два крупные участника — «Цитробел» и китайские производители.

Как свидетельствуют специалисты, российская лимонная кислота отвечает всем требованиям ГОСТ 3652-69, всегда сопровождается сертификатами соответствия и удостоверениями качества завода изготовителя. Ирина Корязова, коммерческий директор компании «Аэросвит», отмечает, что по маркировкам на таре и упаковке можно легко определить срок изготовления, срок годности и даже смену, изготовившую эту продукцию. Еще одним большим преимуществом сотрудничества с нашими производителями, считает Ирина Корязова, является открытость наших производителей для сотрудничества и общения. Кроме того, лимонная кислота всегда есть в наличии на складах «Цитробела», и ее всегда можно заказать.

В отличие от российского «Цитробела», обеспечивающего поставки продукции стабильно хорошего качества, продукция китайских производителей, которую они готовы предложить в объемах практически неограниченных, имеет качество весьма неоднородное, но и цены на эту продукцию варьируются в больших пределах: от очень низких до сопоставимых с ценами российской лимонной кислотой. Специалисты отмечают, что по высоким ценам, сопоставимым с ценами на российскую лимонную кислоту, предлагается продукция хорошего качества, произведенная на крупных китайских предприятиях, аналогах «Цитробела». Но есть целый ряд китайских торговых фирм, которые предлагают лимонную кислоту, произведенную на небольших и очень маленьких заводах, которых в Китае существует множество. Такие маленькие предприятия не могут гарантировать хорошее качество продукции. Торговые фирмы скупают у этих предприятий небольшие объемы лимонной кислоты по очень низким ценам, формируют крупные партии и поставляют их на российский рынок. Цены на эту лимонную кислоту невысоки, но даже в пределах одной партии качество продукта может быть неоднородным. Потребители зачастую имеют претензии и по влажности, по растворимости, по содержанию безводной лимонной кислоты в моногидрате, что вынуждает делать корректировку и добавлять большее количество лимонной кислоты в продукты, что в итоге повышает себестоимость. При этом отследить качество, выявить конкретного производителя, чтобы предъявить претензии, бывает практически невозможно — большинство китайских фирм, работающих на российском рынке, открытостью и готовностью к диалогу не отличаются. Проявляется это прежде всего в том, что даже маркировка зачастую бывает на китайском языке. Возникают сложности и с сопроводительными документами, удостоверениями качества и пр.

О качестве лимонной кислоты, цене и предпочтениях

Поэтому нет ничего удивительного в том, что российские предприятия предпочитают использовать в производстве белгородскую лимонную кислоту. И не только российские — многие крупные мультинациональные компании работают на белгородской лимонной кислоте. На этих предприятиях производство осуществляется в соответствии со стандартными технологическими листами, и менять количество ингредиентов в процессе приготовления продукта невозможно. Более того, многие производства на этих предприятиях автоматизированы, все процессы происходят без участия человека, на таких участках стабильное качество ингредиентов — непременное условие.

Но не только потребители предпочитают работать с белгородской лимонной кислотой. Представители российских компаний, занимающиеся поставками ингредиентов для предприятий пищевой промышленности, отмечают, что ее стабильно хорошее качество не вызывает нареканий у потребителей, и если компания-поставщик не хочет подводить своих клиентов она предпочтет поставлять отечественный продукт.

Однако объемы производства Белгородского комбината не могут покрыть полностью потребность российских пищевиков в лимонной кислоте, как уже было показано выше — 40% белгородского продукта полностью потребляется отечественным рынком, остальное — китайская «лимонка».

Поэтому несмотря на нестабильное качество, которое в некоторой степени компенсируется более низкой ценой, часть отечественных предприятий вынужденно, а другие по соображениям экономии покупают китайский продукт, при этом каждое пищевое предприятие само для себя решает насколько можно ему рисковать.

Протекционистская политика

Китайские производители лимонной кислоты готовы предложить российскому рынку, как, впрочем, и рынкам европейских стран, лимонную кислоту в очень больших объемах и по очень низким ценам. Подобные намерения зачастую расцениваются европейскими производителями как интервенция, и они предпринимают определенные усилия по защите своих национальных рынков.

Напомним, что еще в 2001 году ряд крупных мировых компаний — производителей лимонной кислоты (американские компании «Арчер Дэниелс Мидланд» и «Хаарман Энд Реймер», две швейцарские «Хоффман Ля Рош» и «Юнгбунцлауэр», а также голландская «Серестар Биопродактс», принадлежащая концерну «Байер») были обвинены Европейской комиссией в заключении «картельного сговора» в период с 1991 по 1995 год с целью установления фиксированных цен на европейском рынке лимонной кислоты и распределения рыночных долей. Они были обвинены также в том, что в свое время инициировали жесткую ценовую войну, направленную против китайских предприятий — производителей лимонной кислоты, которые проникли на европейский рынок благодаря более низким ценам на свою продукцию.

В прошлом году о защите своего внутреннего рынка лимонной кислоты объявила Украина. В апреле 2004 года вступило в силу решение о применении окончательных антидемпинговых мер путем взыскания разницы между минимальной ценой и таможенной стоимостью товара. В результате пошлина на импорт лимонной кислоты из Китая составляет 130%.

А что же Россия? Определенные шаги по защите отечественного рынка от китайской интервенции были предприняты два года назад и российским правительством. В сентябре 2003 года на китайские товары ввели новую пошлину 200 евро на тонну и полтора года назад в апреле ввели минимальную таможенную ставку, с которой можно растаможивать китайские товары — три доллара с килограмма, что значительно превышает стоимость лимонной кислоты. Указ о минимальной таможенной ставке был введен в самый пик сезона для производителей безалкогольных напитков, контейнеры с китайской лимонной кислотой встали на таможне, что вызвало резкий дефицит лимонной кислоты на российском рынке. Рынок отреагировал мгновенно — выросли цены не только на китайскую лимонную кислоту (почти в два раза), но и на отечественную — Белгородский комбинат тоже поднял цены на свою продукцию. В результате изменения таможенных правил лимонной кислоты в России стало очень не хватать. Этим обстоятельством попытались воспользоваться европейские компании. Но, как отмечают специалисты, европейские компании на российском рынке не удержались, не выдержали конкуренции. Безусловно, европейская лимонная кислота имеет хорошее качество, но ее цена слишком высока для российских потребителей, она была сопоставима со стоимостью продуктов, в которых применялась.

В общем и целом протекционистские действия российского правительства следует признать успешными, и это дает основание считать, что отечественный рынок лимонной кислоты во многом защищен от непредсказуемого развития.

Таблица
Ориентировочные дозы внесения моногидрата лимонной кислоты в различные продукты
Наименование продукта Содержание лимонной кислоты, %
Твердые карамели 0,8-1,5
Желейные карамели 0,5-1,5
Кислое драже 1,0-2,0
Торты и пирожные 0,2-0,4
Мороженое 0,2-0,5
Соки 0,1-0,3
Безалкогольные напитки 0,2-0,4
Вина 0,1-0,2
Ликеры 0,3-0,5
Овощные и фруктовые консервы 0,1-0,7
Рыбные консервы опускание в 2% раствор
Мясные консервы 0,2-0,5
Кремы, лосьоны 0,05-0,15
Выпечка 0,5-1,0
Детское питание 0,02-0,04
Жиры, маргарины 0,01-0,05