архив
          подписка реклама контакты English

Бортовое питание

Фабрика бортового питания

Фабрика бортового питания "Домодедово Эр Сервис", входящая в состав Группы "ИстЛайн", является одним из лидеров в области производства услуг air-catering в России. За четыре последних года предприятие более чем в два раза увеличило объемы производства, смогло обеспечить потребности самых престижных международных авиакомпаний, освоило новые ниши кейтерингового бизнеса. О факторах успеха и перспективах развития нам рассказали генеральный директор предприятия Андрей Ларионов и главный технолог Сергей Русян.

Фабрика бортового питания

Когда в 1996 году группа EastLine пришла в аэропорт "Домодедово", одним из первых предприятий, подвергшихся реконструкции, стала фабрика бортового питания, созданная еще в 60-х годах прошлого столетия. Руководство группы компаний понимало, что питание на борту – важнейшая составляющая авиасервиса, который определяет в конечном итоге успешность функционирования предприятия в целом. От прежней фабрики оставили только периметр здания, полностью заменив все инженерные системы, внешний и внутренний облик. Технологическую планировку и расчет фактических объемов, под которые велось строительство и осуществлялось оснащение фабрики, выполнила известная международная кейтеринговая компания Eurest Camp Catering. К 1998 году фактически новое предприятие, расчетная проектная мощность которого составляла 24 тыс. рационов в сутки, было запущено в эксплуатацию.

Все выше и выше

Рынок авиационного кейтеринга достаточно узкий, его объем по сути определятся объемом пассажиропотока, проходящего через обслуживающие город аэропорты. Если московский авиационный узел достиг насыщения, то взять пассажиров больше неоткуда. Таким образом, объемы производства фабрики бортового питания напрямую зависят от развития аэропорта "Домодедово", который, начиная с 2001 года, когда был завершен первый этап реконструкции, стал наращивать обороты за счет перераспределения авиакомпаний между аэропортами. Если в самом начале фабрика обслуживала порядка 24-25 авиакомпаний, то сегодня их количество достигло 67.

Фабрика бортового питания Фабрика бортового питания
Горячие блюда фасуются в специальные подложки (касалетки) из алюминиевой фольги, в пластиковые подложки кристализованного полиэтилентерафталата, которые способны, не деформируясь, выдерживать температуру свыше +150°C

Именно такое развитие событий потребовало увеличения фабричных мощностей. Последние три года шла безостановочная реконструкция предприятия, его перепланировка, закупалось новое оборудование. В марте 2004 года было введено в строй новое административное здание, и таким образом производственные площади расширились до 9000 кв. м, а общая площадь предприятия достигла 10500 кв. м. Сегодня на предприятии работает 1600 человек в четыре смены, потому что аэропорт функционирует круглосуточно.

Все эти мероприятия позволили обеспечить активную динамику роста реализации рационов питания: в 2001 году прирост составил 38,8%, в 2002 – 37%, в 2003 – 44,7%, в 2004 – 26,5% (оценка) и объем реализации достиг более 9 млн рационов питания. В августе 2004 года фабрика вышла на мощность 50 тыс. рационов в сутки, став серьезным серийным производством.

Сейчас процесс перераспределения авиакомпаний стабилизировался, поэтому последующий рост, по мнению руководителей "Домодедово Эр Сервис", будет определяться отчасти приходом новых компаний, но главным образом – ростом количества рейсов, новыми направлениями и увеличением пассажиропотока, в том числе за счет роста благосостояния граждан, который дает стандартный 12-15- процентный прирост пассажиропотока. Таким образом, несмотря на достигнутые показатели, руководство фабрики ставит перед собой задачу-минимум – по удержанию завоеванных позиций и их укреплению и задачу-максимум – по развитию производства на долговременную перспективу. Поддержать нынешний уровень прироста возможно за счет дальнейшего наращивания мощностей, использования современных производственных и бизнес-технологий, улучшения уровня предоставляемых услуг. Поэтому в 2005 году планируется построить еще порядка 5 тыс. кв. м производственных площадей в рамках имеющегося землеотвода, активно прорабатываются планы по модернизации и закупке нового оборудования, идет поиск новых рынков сбыта.

air-catering
Что такое air-catering

Рынок кейтеринговых услуг в России стал развиваться сравнительно недавно. Что касается бортового питания, то в рамках единственной отечественной авиакомпании – "Аэрофлота" – существовала лишь регламентированная форма обеспечения пассажиров воздушного транспорта питанием во время перелета. Порядок обслуживания, требования к питанию, составу посуды и т. д. определяла инструкция 11/7 от 1979 года. Соответственно, такого понятия, как кейтеринговый бизнес вообще не существовало. И лишь когда предприятие вошло в состав Группы "ИстЛайн", стало очевидным, что заниматься оно будет бизнесом air-catering.

Авиационный кейтеринг безусловно имеет свои особенности и существенные отличия, которые определяются самой системой сервиса на борту. Вместе с тем сами виды услуг по своей бизнес-структуре имеют много общего с обычным кейтерингом, который в последние годы получил в России достаточно активное развитие.

    У "Домодедово Эр Сервис" три базовых бизнес-процесса:
  • приготовление и обеспечение бортпитания;
  • предоставление сервисных услуг авиакомпании (снятие излишков и утилизация пищевых отходов, обработка буфетно-кухонного оборудования, услуги прачечной, хранение многоразовой посуды с последующей комплектацией, предоставление в аренду буфетно-кухонного оборудования);
  • обеспечение питанием пассажиров железной дороги и сторонних организаций.

Если авиакомпания не закупает у фабрики бортовое питание, то она может заказать только санобработку своей посуды, или, например, просто перегрузку питания с борта одного воздушного судна на борт другого. Соответственно, в рамках этих процессов оговорены все услуги, которые тарифицируются и подлежат оплате.

Значительная доля затрат в кейтеринге традиционно приходится на логистику, которая в авиационном кейтеринге является также наиболее сложным процессом: большое количество составляющих – питание, посуда, кухонное оборудование, напитки, "навал" (т. е. все то, что не укладывается на подносы – порционный чай, джем, масло, фрукты) – должно сойтись в одно время, точно по графику, в одной точке. И эта точка – изотермический кузов автолифта (на фабрике имеется собственный автомобильный парк, насчитывающий 38 специально оборудованных машин), который везет готовое питание на рейс. Пассажир в полете получает рацион, или поднос, сервировка которого включает как минимум 14-15 предметов. Например, на самолет "Ил-96" при двух пролетах при полной загрузке и двухразовом питании загружают порядка 2400 рационов. И еще к этому добавляются телеги, контейнеры, салфетки, кипятильники, сухой, пищевой лед, аккумуляторы холода. В результате 30 тыс. рационов ежедневно за 2 часа до вылета нужно собрать и доставить на борт. При этом ежедневно фабрика обслуживает около 120 рейсов. Если в самолете 150 мест, а летит 70 человек, все равно компания забирает 150 комплектов, часть из которых сервирована.

бортовое питание

Бортовое питание готовится по принципу "Just-In-Time", что, безусловно, снижает давление на логистику. После того как ассортимент сформирован, установлена цикличность, определяется объем питания и уточняется порядок доставки и стоимость. Оперативная работа начинается с трехсуточного планирования, затем – корректировка за сутки. Исходя из количества пассажиров на борту осуществляется заказ сырья. Подготовка рейса начинается за 10-12 часов до вылета – идет обратный отсчет: за 40 минут до окончания регистрации – последняя корректировка, за 2 часа до вылета – питание должно быть доставлено на борт, за 3 часа – питание помещают в холодильную камеру, где оно "набирает" холод, за 5 часов – начинается комплектация, за 6 часов – заканчивается приготовление холодных закусок, за 8 – горячих блюд, за 10 – начинается комплектация подходов. При этом следует учитывать различные нюансы: в летний период требуется брать на борт большой запас воды, так как увеличивается ее потребление пассажирами. И, соответственно, усложняется логистика. Кроме того, меняются частоты, слоты, потому что летом более интенсивно работает аэропорт и количество рейсов увеличивается.

Для того чтобы авиакомпании могли соблюдать цикличность и заказать питание в расчете на обслуживаемый пассажиропоток, "Домодедово" предлагает порядка 30 типов питания, 280-300 рационов питания для пассажиров всех классов. Естественно, фабрике невыгодно каждый день производить все 280 блюд. Выход заключается в совмещении циклов, которые осуществляет отдел маркетинга, занимающийся продажами на авиационном рынке. Суть в том, чтобы количество блюд в неделю уменьшить до минимума. Если компания летает в разных направлениях, то она вполне может получать одно и то же горячее питание.

Группа 'ИстЛайн'
На фабрике имеется собственный автомобильный парк, насчитывающий 38 специально оборудованных машин
Видение сервиса

"Домодедово Эр Сервис" работает непосредственно с авиакомпаниями. А каждая авиакомпания имеет свое лицо, определенные требования и видение сервиса. В каждой компании имеется служба или специалист, который отвечает за сервис, включая бортпитание. Для них дважды в год устраивается презентация, два раза в год меняется ассортимент. Смена соответствует переходу с весенне-летнего на осенне-зимний сезон.

В условиях увеличивающегося количества авиакомпаний борьба за пассажира лежит в области улучшения сервиса, ибо прочие факторы у всех практически одинаковы (самолет, удобное время вылета и прилета, цена билета). Пассажиров в первую очередь интересует отнюдь не стоимость топлива или оплата воздушного коридора, а то, насколько хорошо его обслужили и накормили, сколько времени они потратили, поднимаясь на борт и спускаясь.

бортовое питание

Выбор питания зависит от многих факторов – направления полета, специфики пассажиров, используемых самолетов или просто видения человека, который этим занимается. При этом авиакомпании, как правило, ориентируются на постоянных клиентов. В расчете на них вводятся циклы питания, предусматривающие, что в рамках одного меню существуют 3 или 4 варианта смены блюд. Условно говоря, утром вы получаете одно питание, а если возвращаетесь этим же самолетом вечером, у вас должна быть возможность выбрать что-то другое. И еще лучше, когда сегодня у вас тунец, завтра форель, а послезавтра семга. Другое дело, что иногда компании начинают экономить. Однако стандартный набор питания должен содержать как минимум три варианта: птица, мясо и рыба. И большинство компаний этого придерживается.

горячий цех
Используемое в горячем цехе тепловое оборудование – варочные котлы с повышенным давлением, фритюрницы, опрокидывающие сковороды, плиты и пароконвекционные печи

В "Домодедово", как в любом аэропорту, есть базовые компании – примерно 12-15. Они фактически являются законодателями всего ассортимента. Тем не менее для каждой компании разрабатывается индивидуальный ассортиментный минимум, включающий как стандартные рационы (горячее, холодное питание, консервированное питание, легкое питание), так и специальные виды: мусульманское, восточное, питание с морепродуктами, лечебное, вегетарианское, детское и т. д.

Требования компаний к кейтеринговым услугам меняются также сообразно тому, как у них меняется парк самолетов и пассажиропоток. Те компании, которые совершают рейсы, например, в Европу, Америку, и имеют в парке такие самолеты, как Airbus и Boeing, обслуживают пассажиропоток, требования к сервису у которого выше. Покупая дорогие самолеты, компании вынуждены покупать и соответствующее съемное буфетно-кухонное оборудование, телеги, контейнеры. И хотя это удовольствие не из дешевых, западные компании понимают, что это основы сервиса и не скупятся (например, имеют в своем ассортименте 3-4 комплекта многоразовой посуды). С другой стороны, наличие соответствующего инвентаря и оборудования является тем необходимым минимумом, который в дальнейшем позволяет перейти на более качественный уровень обслуживания пассажиров.

О том, что требования растут, говорит и тот фактор, что если раньше фабрика делала все на одноразовой посуде и в коробках (для российских авиакомпаний), то сервировка в многоразовую посуду потребовала уже и наличия соответствующего оборудования. Во-первых, сформированный здесь поднос еще нужно довести до пассажира, а довести его можно только на специально подготовленных телегах, контейнерах и т. д. Во-вторых, та же многоразовая посуда предусматривает соответствующую обработку, хранение и т. п. А это уже дополнительные инвестиции.

Многоразовая посуда
Многоразовая посуда предусматривает соответствующую обработку и хранение

Приход таких клиентов, как British Airways, Emirates, которые являются признанными законодателями мод в организации бортового питания, потребовало от фабрики определенных усилий по обеспечению соответствующего уровня сервиса. Следовало учитывать, что у этих компаний выше цикличность и питание, мягко говоря, разнообразней. Рацион для первого класса авиакомпании Emirates предполагает, например, наличие живой гвоздики, которую опять же обязана обеспечить фабрика, кроме того, на сегодня это единственная компания, которая пересматривает ассортимент питания ежемесячно.

бортовое питание
Сформированный поднос еще нужно довести до пассажира – на специально подготовленных телегах, контейнерах

Впрочем, как утверждает руководство "Домодедово Эр Сервис", рацион можно сделать любой, все зависит от той суммы, которую авиакомпания готова платить за бортпитание. Как правило, стоимость питания для западных авиакомпаний оценивается на уровне 4-6% от стоимости билета. Эта величина включает не только стоимость самого обеда, но и его доставку и сопровождающие услуги. Если говорить об абсолютных величинах, средняя цена рациона для эконом-класса составляет от 3 до 6 долларов. В British Airways и Emirates, конечно же, дороже – умение считать деньги в данном случае выливается в понимание, что чрезмерная экономия на питании может привезти к сокращению потока пассажиров.

Сервис а-ля Low-Cost

Международный рынок авиакейтеринга сейчас находится во власти разнонаправленных тенденций. Появилась группа компаний Low-Cost, которые вообще не покупают питание, т. е. все направлено на максимальную экономию средств. Для них строят отдельные терминалы. Пассажир при желании выбирает себе питание за дополнительные деньги (например, пакет с чипсами). То есть пассажира в этом случае освобождают от дополнительных аэропортовских услуг. Соответственно и стоимость билета на такие рейсы очень низкая. Это и понятно – вся структура, которая обеспечивает сервис, очень дорогостоящая. Например, терминал на 6 млн пассажиров в год стоит порядка 350 млн долларов.

Калибр сырья

Прежде всего "Домодедово Эр Сервис" – это фабрика по производству питания. И, заметим, в больших объемах. А значит, требуется много сырья. Летом, например, потребление сырья достигает 1500 тонн в месяц. Расчет простой: в среднем полноценный рацион – салат, закуска, горячее блюдо, кондитерское изделие – весит 0,5 кг, плюс напиток – как минимум 300 мл; с учетом переработки (коэффициент 1,5) получаем около 1 кг. При производительности 50 тыс. рационов в сутки минимальный суточный расход сырья составляет 50 тонн.

К выбору сырья на фабрике подходят, руководствуясь тремя факторами – стабильность, качество, стоимость. Причем стабильность поставок находится на первом месте. В целях обеспечения ее практически по каждому продукту у фабрики имеются два поставщика. Несмотря на то что сырье закупают по тендерам, у предприятия уже есть постоянные поставщики, которым отдается однозначное предпочтение. На первый взгляд, факторы и условия поставок – привычные, характерные для большинства компаний, работающих в сфере общественного питания. И тем не менее, в закупках сырья для фабрики бортового питания есть свои особенности.

Главная особенность заключается в том, что условиями бортового сервиса предусмотрено, что в рационе все должно быть одинаковым: куски рыбы, мяса, курицы, – потому что любому пассажиру хочется получить порцию как минимум не меньше чем у соседа. Это относится не только к мясу или рыбе, но и ко всем остальным продуктам, включая овощи, фрукты, хлебобулочные изделия. То есть сырье должно быть калиброванным.

Руководство фабрики "Домодедово Эр Сервис" утверждает, что выгоднее работать с отечественными поставщиками в силу целого ряда причин. Но, к сожалению, приходится констатировать, что среди них крайне мало производителей, способных отвечать необходимым требованиям – поставлять калиброванный продукт. Например, мясо фабрика закупает высокой степени готовности (ведь ни обвалкой, ни жиловкой на предприятии не занимаются), при этом работают и с охлажденной продукцией, и с замороженным сырьем. Так, четыре года назад у фабрики появился поставщик, который предложил поставлять говяжье филе, требуемой формы, удобной для используемого слайсера. В результате продукция данного предприятия покупается без тендера, потому что другого такого на рынке просто нет.

В то же время, сколько не бились с поставщиками, чтобы найти хотя бы одного, кто бы мог поставлять булочки нужного размера, так и не нашли. У одних получался диаметр больше, у других – высота. На фабрике сетуют, что добиться соблюдения требований от поставщиков крайне сложно. Между тем это прекрасная ниша для российских производителей, учитывая тот факт, что на Западе существует целая отрасль поставщиков, специализирующихся на поставках продукции для кейтеринговых компаний. В результате у западных кейтеринговых компаний не существует вообще тех проблем, с которыми сталкиваются в России. Например, руководители "Домодедово Эр Сервис" посетили своих коллег в Испании. Как оказалось, у них вообще нет собственной пекарни, но тем не менее разные предприятия осуществляют поставки совершенно одинаковых булок и круассанов.

Те же проблемы возникают у нас в стране с фруктами и овощами. В России нет калиброванных яблок, а из-за рубежа получают все одинаковые, даже по весу. Это очень важно, поскольку в этом бизнесе цена не может калькулироваться каждый день. Если яблоко весит меньше положенного, авиакомпания может предъявить претензии. Например, пока помидоры-черри закупали в России, часто происходили выяснения отношений с представителями авиакомпаний, которые не могли понять, почему нельзя поставить одинаковые плоды – ведь если положен помидор-черри, который не нарезается, а кладется цельным, значит он должен весить 12 грамм и ни граммом меньше или больше. В результате нашли поставщика на Западе.

Для "Домодедово Эр Сервис" на сегодня приоритетным является кондитерское направление. Песочные мучные пирожные тоже имеют специфику: они должны быть маленькими, "на один зуб". Опять же не удалось найти предприятие, которое смогло бы удовлетворить это требование. И напротив, на Западе существуют целые заводы, которые делают пирожные для бортового питания маленького размера.

Обеспечивая отсроченную подачу

Отчасти и описанные выше проблемы способствовали тому, что производственные участки фабрики "во Эр Сервис", помимо традиционных горячего, холодного цехов, участка комплектации, цеха обработки буфетно-кухонного оборудования, зон разбора рейсов и утилизации отходов, включают также кондитерский цех и участок по розливу воды и соков.

Экскурсию по фабрике мы начали с участка подготовки сырых полуфабрикатов, где осуществляется порционирование и откуда заготовки поступают в горячий цех. Основное оборудование здесь – программируемые слайсеры. Обращают на себя внимание мощные системы воздуховодов, призванные поддерживать общий режим температуры на уровне +14°С. В горячем цехе кулинарную обработку проходят мясо, рыба, гарниры, готовятся омлеты и блины. Используемое здесь тепловое оборудование – варочные котлы с повышенным давлением, фритюрницы, опрокидывающие сковороды, плиты и пароконвекционные печи. Горячие блюда фасуются в специальные подложки (касалетки) из алюминиевой фольги, в пластиковые подложки кристаллизованного полиэтилентерафталата, которые при разогреве на борту лайнера способны без малейшего коробления выдерживать температуру свыше +150°С, а также для пассажиров первого и бизнес-классов в фарфоровые касалетки.

Основное отличие кейтерингового предприятия от обычного предприятия общепита состоит в том, что в ресторане готовят и подают, а на фабрике бортового питания – подача отсрочена. Для ее обеспечения блюда после горячего цеха подвергают шоковому охлаждению в специальной камере, где температура продуктов сбрасывается с +65 до +4°С.

бортовое питание

В холодном цехе готовятся салаты и холодные закуски, сервируются десерты. Кондитерский цех выпускает пирожные. Он оснащен ротационной печью, расстоечным шкафом, пароконвекторными духовыми шкафами.

На участке розлива и упаковки воду и соки разливают в стаканчики. Причем разливают натуральные соки без консервантов, пастеризуя их. Интересно, что образцы соков обсуждает и принимает Дегустационный совет, куда приглашаются и представители авиакомпаний. Упаковку осуществляет автомат, совмещенный с пастеризатором производительностью 45 тыс. стаканчиков в сутки. Этот автомат разрабатывался специально для фабрики.

В конечном счете вся продукция попадает на участок комплектации рейсов, который оснащен конвейером для сборки рационов питания. Здесь осуществляется досмотр, а затем готовые блюда поступают в холодильную камеру.

С июля 2003 года на фабрике "во Эр Сервис" внедрена новая линия по упаковке рационов питания с использованием модифицированной газовой среды (МГС). Особенность обслуживания железнодорожного транспорта заключается в больших партиях рационов и длительных сроках их хранения. А упакованные по этой технологии рационы питания сохраняют свои органолептические свойства и могут храниться при температуре от 0 до +5°С до пяти суток. Это позволяет компаниям- потребителям заказывать питание и на обратный путь включительно, тем самым существенно снижая свои расходы. Сегодня на снабжение железной дороги приходится 10% от общего количества производимых рационов "во Эр Сервис", и эту нишу планируется расширять. Кроме того, именно использование вышеупомянутой технологии позволяет предприятию расширять сбыт, предоставляя питание сторонним организациям. Поэтому в планах заложена покупка еще одной машины для упаковки в МГС и не только.

Следует заметить, что парк оборудования, который сформирован на фабрике к настоящему времени, можно характеризовать как разновозрастной: здесь есть и новые, достаточно прогрессивные машины, а есть и оборудование, которое служит уже годы. На сегодня очевидна тенденция к модернизации и замене, приобретению современных решений. Например, пароконвектоматы Rational (к тому же не новые) работают на фабрике с 1998 года. На данный момент в планах фабрики заменить их на пароконвектоматы нового поколения – программируемые, с дистанционным управлением, чтобы максимально снизить влияние человеческого фактора при соблюдении режимов приготовления пищи. Заметим, что доля ручного труда на фабрике "во Эр Сервис" составляет 80%. Предприятие также планирует произвести автоматизацию склада, что позволит усилить контроль и снизить потери продукции.

Итак, на сегодняшний день приоритетными целями фабрики "во Эр Сервис" являются: оптимизация потерь, обеспечение стабильно высокого качества продукции. Все это не ново для предприятий пищевой отрасли, но достижение поставленных целей гарантирует безусловный успех.