POSледний штрих в магазине
Растущая конкуренция на рынке продовольственных товаров и напитков заставляет их
производителей использовать передовые технологии продвижения своей продукции.
Поэтому современный магазин немыслим без средств продвижения и рекламы товаров в
местах продаж, а именно без так называемых POS-материалов.
Аббревиатура POS расшифровывается как Point of sales, то есть место продаж.
Соответственно POS-материалы – это рекламные материалы в местах продаж. Их
назначение – заставить потребителя совершить покупку в данном месте и в данное
время. В этом состоит главное отличие POS-материалов от других видов рекламы.
Часто совмещают такие понятия, как POS- и POР-продукция (от Point of sale –
место покупки). К первой относятся, например, вобблеры, диспенсеры, муляжи,
стикеры, рекламные гирлянды, ценники. В свою очередь POP-материалами являются
держатели ценников, поддоны для продукции, пластиковые этажерки и др.
Современный российский рынок POS-материалов сформировался только в последний
десяток лет под сильным влиянием американских маркетинговых технологий, что
объясняет наличие большого количества англоязычных терминов в отрасли.
Сегментация рынка довольно специфична, но в принципе типична для России.
Несколько крупных игроков, в число которых входят компании "Витрина А", "Паблик
Тотем", "Элви", PVG и некоторые другие, соседствуют со множеством небольших
фирм. Лидеры отрасли специализируются на изготовлении дорогостоящих и
оригинальных с точки зрения дизайна изделий, в то время как небольшие компании
занимаются в основном выпуском стандартной продукции по низким ценам. Расценки
на стоимость изготовления POS-материалов очень сильно разнятся и зависят не
только и не столько от себестоимости используемых материалов, сколько от
сложности их изготовления и наличия/отсутствия оригинального дизайна. Например,
цена шелфтокера в одной фирме может начинаться от 0,7 долл. за штуку, а в
другой – от 1,65 долл., дисплея – от 15-16 долл., стоек – от 85 долл.
Основные принципы ценообразования таковы: чем больше экземпляров в серии
однотипной продукции, тем меньше стоимость одной единицы. Разработка
нестандартного дизайна влечет за собой увеличение стоимости заказа в 1,5-2 раза,
а то и больше.
Одной из первых в нашей стране производством POS-материалов занялась группа
"Витрина А", начавшая предлагать поставщикам и розничным предприятиям
всевозможные презентационные дисплеи, вывески и световые короба еще в конце
1994 года, когда подобную продукцию можно было купить только через иностранную
фирму. С 1997 года компания стала официальным поставщиком услуг компании Coca
Cola. Об актуальных вопросах рынка POS-материалов мы беседуем с руководителем
проекта POSm рекламной группы "Витрина А" Сергеем Жуковым.
– Какие компании сегодня являются наиболее активными пользователями POS-
материалов?
– Традиционно в большом объеме POS-материалы заказывают те, кто занимается
косметикой и парфюмерией, бытовой электроникой и напитками. Причем среди наших
клиентов больше производителей и поставщиков алкогольных напитков, чем
безалкогольных. Отчасти это связано с тем, что на российском рынке
безалкогольные напитки часто предлагают крупные иностранные компании, которые
нередко предпочитают везти необходимое оборудование из-за рубежа. Например, хотя
мы являемся официальным поставщиком Coca Cola, по ряду причин эта компания
обращается к нам в основном за продукцией, которую невыгодно изготавливать
большими тиражами. Компании же, представляющие алкогольные напитки, – это в
основном наши российские поставщики. Кроме того, на рынке алкоголя, особенно
крепкого, сейчас очень велика конкуренция, что вынуждает производителей быть
более активными.
– У вашей компании имеются довольно большие производственные площади – 15 тыс.
кв. метров. Это серийное производство или изготовление оборудования происходит
всякий раз под конкретный заказ?
– Любой заказ независимо от тиража мы выполняем по индивидуальному проекту.
Хотя можно сказать, что наше производство – мелкосерийное. В одной серии может
быть от пяти до трехсот единиц оборудования. В прошлом году мы наблюдали среднее
снижение тиражности заказов, то есть количество экземпляров в одной серии
постепенно падает. Эта ситуация возникла вполне логично и будет иметь место и в
будущем, так как сегодня производители брэндированных продуктов испытывают
существенные трудности с размещением своих POS-материалов в магазинах. Торговые
сети заинтересованы в создании собственного фирменного оборудования, которое
представляет собой нечто среднее между обычным торговым оборудованием и
брэндированной POS-продукцией. Одиночные магазины также не стремятся размещать у
себя POS-материалы производителей и поставщиков, так как последние следят за
тем, чтобы на их оборудование не попадала продукция конкурентов. А магазину в
свою очередь совершенно не выгодно оставлять стеллаж пустым, если по каким-то
причинам очередную партию товара вовремя не подвезли.
– То есть фактически получается, что свои условия на рынке POS-материалов
диктуют не только компании – владельцы брэндов, но и розничные фирмы?
– Для нас неважно, кто заказчик – магазин или брэнд . Мы стараемся развивать
работу не только с поставщиками, но и с торговыми сетями. К сожалению, пока она
идет не так хорошо, как нам бы хотелось. Наша компания "заточена" под
производство эксклюзивного товара, а сетям в большей мере нужна массовая
продукция. Хотя я думаю, что будущее все равно остается за продажей решений. А
это подходит уже всем.
– Как я понимаю, полноценные решения в данном случае могут подразумевать и
оказание консалтинговых услуг. Но по имеющейся у меня информации ваша компания
отказалась от направления консалтинга, так как оно было признано не слишком
рентабельным.
– На самом деле мы ни от чего не отказывались. Просто бывают цели
стратегические и тактические, в различное время мы ставим разные акценты в своей
деятельности. В данном случае мы совершенно не отказывались от подобных решений.
Более того, у нас даже появилось новое направление – direct impact solutions
(новый принцип управления рекламным воздействием). Инструментарий direct impact
включает в себя как известные и хорошо развитые рынком инструменты (упаковка,
мерчендайзинг, оборудование для выкладки и др.), так и новые развивающиеся
технологии.
– Но востребованы ли такие технологии, включая тот же консалтинг, со стороны
ваших клиентов? Или они, условно говоря, заявляют: у нас есть свои специалисты,
они сами все знают?
– Можно сказать, что и наши решения востребованы, и свои специалисты у
заказчиков тоже есть. В действительности это тот самый спор, который рождает
истину. У каждого специалиста существует свой взгляд на проблему. Но, наверное,
если наша компания имеет большой опыт работы производства и размещения POS-материалов,
не учитывать наше мнение – неправильно.
– Тем не менее в России есть такая специфическая особенность: наши люди
понимают, что надо платить деньги за оборудование, за какие-то материальные
вещи, но не всегда готовы вносить плату за то, что нельзя пощупать руками,
например, консалтинг, дизайн магазина. В своей работе вы сталкиваетесь с таким
явлением?
– У нас несколько иная ситуация. По большому счету наши клиенты платят нам как
раз за дизайн, а совсем не за продукцию. Сначала мы предоставляем заказчику
дизайн-проект, а потом он вносит предоплату за контракт, то есть платит нам,
грубо говоря, за картинку. Конкуренция на рынке высокая, товар продвигать
навстречу покупателю надо, и потому клиенты готовы платить за хороший дизайн.
Тем более что уж кому-кому, а владельцам брэндов прекрасно ясно, насколько
велика роль дизайна.
– Вы упомянули про ваше взаимодействие с компанией Coca Cola. По какой схеме
строится работа с иностранными заказчиками?
– С данной компанией ситуация особая. У нее есть свои аппровизированные
поставщики, которые имеют сертификат, выданный Coca Cola. Отдел закупок этой
компании не имеет права покупать POS-продукцию у фирм, не имеющих данного
сертификата.
– Компаний – владельцев сертификата может быть несколько, в том числе в одной
стране?
– Да, совершенно верно.
– А как поступают другие иностранные заказчики?
– У них также есть понятие аппровизированного поставщика, но оно не закреплено
никакими сертификатами.
– В одном из интервью генеральный директор вашей группы Вадим Куликов сказал,
что до 1998 года на западных производителей POS-материалов в России приходилось
60% данного рынка. После кризиса многие иностранцы покинули нашу страну. А как
дело обстоит сейчас?
– Я не могу говорить здесь достаточно достоверно, но мое мнение таково.
Западные производители POS-матералов сейчас присутствуют на нашем рынке в
основном в двух "ипостасях". Они либо предлагают всякую "мелочь" – ценники,
вобблеры, мобайлы, – либо присутствуют в России через лицензионное
производство. Везти напрямую оборудование из-за границы сейчас уже невыгодно. В
России есть достаточно много производителей POS-материалов самого различного
класса, и можно найти оборудование на все случаи жизни, по разным ценам и
различного качества.
– Тем не менее, когда открывались первые в России гипермаркеты Auchan и
Marktkauf, эти компании привезли очень много оборудования из-за границы.
– Это не значит, что в России нельзя купить необходимого оборудования. Можно и
в Тулу поехать со своим самоваром. Тем более что хотя представители сети Auchan
привезли с собой стеллажи, внутреннее "наполнение": различные ценники, флажки и
прочее – они заказали изготовить нам. Другое дело, что среди бесчисленного
количества отечественных производителей POS-материалов многие компании, скажем
так, не украшают наш рынок ни качеством, ни ценой своей продукции, так как они -
- полные "наколеночники". Они выпускают товары невысокого качества по низкой
цене, не давая возможности другим изготавливать полноценную качественную
продукцию, потому что владельцы небольших торговых точек, естественно, стараются
максимально экономить на POS-материалах.
– Одно время в нашей рознице много говорили о так называемой private label –
собственной торговой марке, принадлежащей не производителю, а ритейлеру. В
частности, товары под собственными брэндами пытается продвигать сеть "Рамстор".
Обращались ли к вам какие-либо компании с заказами на POS-продукцию для
поддержки идеи private label?
– У нас таких заказов не было. Ходя по магазинам в качестве покупателя, я вижу,
что у большинства ритейлеров оборудование стандартное, никаких особых изысков
нет. В лучшем случае, оно может быть окрашено в фирменные цвета компании.
– Возвращаясь к напиткам, сейчас много говорят о том, что потребление крепкого
алкоголя в стране снижается за счет роста потребления слабоалкогольных
коктейлей, пива, вина. Сказывается ли эта тенденция на увеличении заказов POS-
материалов, скажем, со стороны производителей и поставщиков вин?
– Для компаний, работающих с винами, мы выполняем заказов крайне мало, в
основном приходится работать с "водочниками". Вина либо продаются с применением
стандартного оборудования в обычных магазинах, либо в специализированных винных
точках, где оборудование – нестандартное, но представляет не определенный
брэнд, а само торговое предприятие.
– Как вы полагаете, в чем причина? Теоретически поставщики вин заинтересованы в
продвижении своей продукции ничуть не меньше, чем "водочники", так как очевидно,
что стоимость вина намного превышает цену водки.
– Я думаю, что дело здесь в наших национальных особенностях. В процентном
соотношении доля российских покупателей, которые предпочтут водке хорошее вино,
пока невелика. Кроме того, в свое время наши люди были приучены к не совсем
хорошему вину. Сейчас довольно большое количество потребителей, если им
предложат на выбор хорошее французское вино или старый советский портвейн,
остановятся на последнем варианте – в силу гигантской разницы в цене, да и вкус
будет знакомый и ожидаемый.
– А насколько востребована POS-продукция у отечественных производителей и
поставщиков безалкогольных напитков?
– Мы изготавливали презентационные стойки для продукции "Вимм-Билль-Данн",
причем они даже оказались в телерекламе этой компании. Как я уже говорил, нашим
клиентом является Coca Cola. Вот, пожалуй, и все. По большому счету, я нигде и
не видел большого количества фирменных стеллажей для презентации, например,
минеральной воды. В основном, используется стандартное оборудование. Либо оно
выделяется фирменными цветами, либо с помощью наклеиваемого на переднюю кромку
стикера. Это самое простое решение, и оно не так дорого стоит.
– Кстати, по стоимости, какой тип POS-материалов считается у профессионалов
самым дорогим, самым "крутым", наиболее сложным в изготовлении или интересным с
точки зрения дизайна, формы презентации товара?
– Это зависит только от требований заказчика. Конечно, мы стараемся иногда дать
клиенту совет, но у каждой марки есть фирменный стиль, за ней стоят определенные
люди, имеющие свой вкус. За разные деньги можно изготовить разные стойки. Они
будут по-своему оригинальны. Даже дешевое оборудование может быть интересно
своей простотой. Например, та же стойка, которую мы делали для ВБД, имеет очень
простую конструкцию: три тонких гнутых трубы, образующих "бутылку", пробка и три
болта – вот и все. А выглядела стойка весьма оригинально. С другой стороны,
есть очень сложные и очень красивые вещи, которые мы делали для поставщиков
различных водок и виски.
– А в чем заключалась основная сложность?
– Прежде всего – в большом количестве нестандартных элементов. Например, в
случае с одной из стоек, которую мы изготавливали для брэнда "Русский стандарт",
заказчики попросили оснастить ее светящимися боковинами, так как сама водка –
дорогая и позиционируется в сегменте "премиум". Однако в целом, если сравнивать
заказчиков из различных отраслей, самые высокие запросы и к дизайну, и к
качеству POS-материалов предъявляют, наверное, компании, работающие с косметикой
и парфюмерией.
|